Железная дорога испытает новинки наноиндустрии

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 16 января. На Горьковской магистрали организовано взаимодействие с Нижегородским региональным центром наноиндустрии (НРЦН) для решения проблем железнодорожного транспорта. Об этом сообщает служба по связям с общественностью Горьковской железной дороги (ГЖД).

 

НРЦН провел презентацию своих разработок в ОАО «РЖД» с целью отбора идей, приемлемых для железнодорожного транспорта.

 

По сообщению пресс-службы, ГЖД станет полигоном для реализации одобренных со стороны ОАО «РЖД» предложений центра. На дороге уже создана рабочая группа по взаимодействию с НРЦН и определен перечень структурных подразделений дороги для реализации возможных пилотных проектов.

 

Среди предложений НРЦН нужно отметить нанесение нанокомпозитных покрытий, обеспечивающих упрочнение и антикоррозийную стойкость, РВС-технологии, применение ПАВ-датчиков, маркировка изделий пассивными метками, виброзащита машин с применением гидроопор — инерционных трансформаторов.

 

Одной из интересных разработок, которые предлагает железнодорожникам Нижегородский региональный центр наноиндустрии, является керамический наноцемент, или фосфатная керамика — это порошкообразная смесь фосфата и оксида металла, при соединении с водой образующая пастообразный цементный раствор. Такой материал обладает высокой прочностью и огнестойкостью, высоким сопротивлением химическому разложению и замерзанию. В отличие от традиционного бетона, он отвердевает даже под водой. По своим свойствам фосфатная керамика превосходит привычный цемент.

 

Наноцемент может использоваться в производстве высокопрочных шпал для скоростных железных дорог, железобетонных конструкций мостов и линий электропередач, тоннелей и подпорных стенок.

 

В сообщении говорится также, что нанотехнологии могут повысить прочность и уже используемых шпал. Для этого в них вводится водный раствор флюатов, молекулы которых, проникая в бетон, превращаются в наночастицы новых веществ и плотно закупоривают поры бетона.

 

Еще одна разработка ученых, которая может найти применение в железнодорожной отрасли,  — гель для ликвидации карстовых пустот под полотном железной дороги. Частицы полимерного нанопорошка, введенные в карстовую полость, набухают под действием воды и превращаются в гель, который плотно прилегает к стенкам, прекращая развитие полости. Заполнение карстовых пустот, по мнению специалистов, проще, эффективнее и дешевле применяемых сегодня технологий.

 

Практическое использование таких разработок может дать значительный эффект в области увеличения ресурса техники, энергосбережения, повышения прочностных характеристик применяемых материалов, а также в социальной сфере, сообщает пресс-служба.

 

Источник: rosbalt.ru