http://www.nanoware.ru/images/news2012/3.jpg

Необычное открытие сделали французские учёные: великий художник использовал краску и лак с необычными ингредиентами. Выяснить это учёным удалось под руководством реставратора Филиппа Уолтера при помощи лазера. Но самой неожиданностью стало то, что да Винчи мог наносить гризайль слоем толщиной всего 1-2 микрона.

 

В полотнах Великого мастера были обнаружены и другие секреты. При помощи лазерного анализа (флуоресцентная спектроскопия) работ Леонардо да Винчи, специалисты из центра и реставрации музеев Франции обнаружили особую технику написания картин.

 

Учёные хотели выяснить, как художник создал и применял приём «сфумато» (чередование тонких слоёв глазури и краски). Этот приём был необходим да Винчи для того, чтобы смягчать очертания предметов и фигур. Таким образом, у него получались великолепные работы с присутствием окутывающего предметы воздуха. Именно Леонардо да Винчи изобрёл эту технику, что позволяло ему добиваться плавного перехода тонов и чётко прорисовывать тени. По сей день никто не смог постичь эту технику, кроме самого да Винчи.

 

После долгих исследований и проведения анализа работ да Винчи, учёные смогли обнаружить в краске уникальные добавки. Анализ всемирно известной картины «Джоконда», наряду с другими работами мастера, показал, что на каждой из них находится около 30 слоёв краски общей толщиной 30-40 микрометров. Примечательно то, что нынешние покрытия экранов, которые создают стереоскопический эффект, изготавливаются по тому же принципу.

 

Специалисты до сих пор ломают голову, как художник того времени умудрялся наносить краску такими тонкими слоями. Видимо, Леонардо да Винчи в очередной раз сумел обойти своё время и всех своих современников, а заодно загнать современных исследователей в тупик. Ни в одном из скрытых слоёв учёным не удалось обнаружить хотя бы намёк на мазок кисти или отпечатки пальцев художника. Возможно именно да Винчи стал первооткрывателем пульверизатора, что позволило ему наносить краску методом разбрызгивания. Над этим предположением современным учёным ещё предстоит поработать.

 

Стоит отметить, что музей Лувра является обладателем большего количества работ да Винчи, чем какой-либо другой музей. Среди них числятся такие как, «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Мадонна в скалах», «Мария с Младенцем и святой Анной».